Неконструктивная критика – взорваться, обидеться или промолчать?
Как правильно реагировать на это и сдержать поток негативных эмоций? - задайте эти вопросы психологу.
Каждый человек индивидуально реагирует на критические замечания в свой адрес, но можно выделить 3 самых распространенных варианта:
- Ответное нападение. Обычно так поступают самоуверенные люди, которые не могут признать своих ошибок.
- Оправдание. Это свойственно, наоборот, для людей со сниженной самооценкой, которые в любой ситуации чувствуют себя виноватыми, сразу начинают лопотать и приводить кучу доводов в свою защиту.
- Молчание. Оказывается, не всегда золото, так как в этом случае обидчик воспримет отсутствие возражения в качестве согласия и в следующий раз поступит точно также.
Существуют разные варианты критики. И на каждую из них нужно уметь правильно реагировать, а, главное, распознать. Порой, чтобы научиться этому может потребоваться психологическая помощь.
Самой безобидной и даже полезной является конструктивная критика. Вам вполне обоснованно и логично указывают на совершенную ошибку. С вашей стороны очень важно прислушаться к словам, не оспаривать и не кипятиться. Благодаря таким замечаниям человек развивает и совершенствует свое мастерство.
Вторым, можно сказать, промежуточным вариантом является критика, которая содержит долю правды, но сопровождающаяся бранными и оскорбительными высказываниями. Чаще всего она касается стиля одежды, имиджа, черт характера и т.д. В такой ситуации важно уметь отделять плева от зерен. Воспринимайте только правдивую часть высказываний, а остальное смело пропускайте мимо ушей.
И, наконец, третий вид – неконструктивная. Это абсолютно иррациональные высказывания, которые сопровождаются совершенно несуразными обвинениями. Главная цель человека не указать на ваши ошибки, а побольнее задеть, уколоть в самое сердце, выплеснуть свои негативные переживания. Здесь важно ни в коем случае не отвечать грубостью на грубость, а попробовать призвать обидчика к рациональному суждению и ответу, чем вызваны все обвинения.
Правильно реагировать на критику – это искусство, которому нужно учиться. Кто-то находит выход сам, а другие обращаются за психологической помощью. Вот несколько советов от лучших специалистов:
- Никогда не реагируйте слишком эмоционально. Это самое сложное правило. Но не поддаваясь эмоциям, вы сможете с легкостью определить правдивость замечаний и рационально ответить на них.
- Не отвечайте грубыми словами на грубость. Сбейте с толку вашего оппонента доброжелательным тоном и «железными» нервами.
- Воспринимайте критику, как источник дополнительной информации, который приведет к вашему совершенствованию и развитию.
- На любые иррациональные высказывания отвечайте фактами, не оправдывайтесь.
- Не осуждайте себя за ошибки. От этого никто не застрахован, просто поблагодарите людей, которые на них указали не важно в какой форме.
Критика – это не всегда плохо, порой даже полезно для саморазвития. Главное, научиться правильно реагировать и отделять правдивые высказывания от полностью нерациональных. Вы можете постигать эту область сами или обратиться за помощью и задать свои вопросы психологу.